01.09.2020
Председатель - Юсупова Руминият Юсупкадиевна
Деятельность
классного руководителя в
условиях реализации ФГОС второго поколения - целенаправленный,
системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава ОУ и иных локальных
актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций
общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся
с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом
Цель деятельности классного руководителя по
ФГОС:
создание
условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной
социализации в обществе.
Задачи
деятельности классного руководителя по ФГОС:
• формирование
здорового образа жизни;
• формирование
и развитие коллектива класса;
• создание
благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности,
самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его
потенциальных способностей;
• организация
системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности
коллектива класса;
• защита
прав и интересов обучающихся;
• организация
системной работы с обучающимися в классе;
• гуманизация
отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими
работниками;
• формирование
у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
• организация
социально значимой, творческой деятельности
В школе основными
функциями, выполняемыми классным руководителем основной ступени, являются: организация
воспитательного процесса в классе, внеурочной деятельности в соответствии с
ФГОС ООО, руководство и контроль за развитием этого процесса; содействие
созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся в
классе, отвечающие ФГОС ООО. Все сказанное выше эти функции как раз и
объединяют.
Принципы воспитательной деятельности классного руководителя:
- ориентация на
результат (не только знания, но опыт личностного развития,
социального, познавательного, коммуникативного развития);
- системно
- деятельностный подход, который подразумевает организацию личностно
развивающей деятельности (акцент на организацию системной деятельности,
обеспечивающую опыт взаимодействия и отношений).
Личностно развивающая
деятельность должна быть наполнена воспитывающим содержанием. Для
того, чтобы воспитывающая деятельность была результативной важны
следующие факторы:
1) личность педагога,
2) удовлетворенность профессией,
3) создание детско-взрослых
общностей.
Важно стать интересным для
ученика своими увлечениями, знаниями, характером. Лучше всего об этом сказал
В.А. Караковский: «Дети не всегда тянутся к знаниям, но всегда тянутся к
личности. Самое плохое, когда учитель «пирожок ни с чем».
Классный руководитель сопровождает внеурочную деятельность
обучающихся в классе.
В Федеральном стандарте предлагается организовывать внеурочную деятельность по
пяти направлениям развития личности детей (общекультурное,
общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное).
Виды внеурочной деятельности:
1) игровая деятельность;
2) познавательная
деятельность;
3) проблемно-ценностное
общение;
4) досугово-развлекательная
деятельность (досуговое общение);
5) художественное творчество;
6) социальное творчество
(социально преобразующая добровольческая деятельность);
7) трудовая деятельность;
8) спортивно-оздоровительную
деятельность;
9) туристско-краеведческая
деятельность.
Формы организации внеурочной деятельности:
экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные
научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования,
общественно полезные практики.
Три типа форм внеурочной деятельности согласно
уровням результатов, полученных при их использовании:
1) формы, содействующие
приобретению социальных знаний;
2) формы, способствующие
формированию ценностного отношения к социальной реальности;
3) формы, содействующие
получению опыта самостоятельного общественного действия.
Деятельность классного руководителя в реализации направлений внеурочной деятельности: ведение кружковой работы, проектная деятельность
учащихся.
Важное место в организации
внеурочной деятельности обучающихся занимает социальное проектирование,
цель которого - реализация
детьми своих способностей и потенциала личности, обучение работе на основных
этапах учебного проекта.
Как видим, содержание деятельности
классного руководителя в условиях реализации ФГОС усложняется, наполняется
новыми формами работы с учащимися.
Оценка результативности воспитательной деятельности
классного руководителя осуществляется согласно критериям мониторинга
неперсонифицированного оценивания (культурный уровень учащихся, создание
благоприятного психологического климата, взаимодействие с родительской
общественностью).
Организация внеурочной деятельности, как
неотъемлемая часть образовательного процесса, должна координироваться классным
руководителем, учитывать индивидуальные интересы и потребности обучаемых и их
родителей, предоставлять возможность выбора, охватывать весь контингент
воспитанников.
Организация внеурочной деятельности, как неотъемлемая
часть образовательного процесса, должна координироваться классным
руководителем, учитывать индивидуальные интересы и потребности обучаемых и их
родителей, предоставлять возможность выбора, охватывать весь контингент
воспитанников.
Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и
развития личности ребенка необходимы активное взаимодействие всех участников
образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация
педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной
среде.
Основными документами, регламентирующими организацию внеурочной
деятельности являются:
Приказ
Минобрнауки РФ от 06 октября 2009 г. N 373 в редакции приказов от 26 ноября
2010 г. №1241, от 22 сентября 2011 года № 2357Ø
«Об утверждении и введении в действие ФГОС начального
общего образования»
Приказ
Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в
действие ФГОС основного общего образования»Ø
Приказ
Минобрнауки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие
ФГОС среднего (полного) общего образования»Ø
Федеральный
закон РФ №273 – ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»Ø
Концепция
духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина РоссииØ
Письмо
Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации
внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта общего образования»Ø
Региональные
документы, регламентирующие деятельность ОУ на уровне города, областиØ
Основным практическим результатом деятельности
классного руководителя является создание и успешная работа воспитательной системы в классе.
Любая воспитательная система проходит 4 этапа
развития:
I этап - проектирование воспитательной системы
класса (5 класс)
II этап – становление системы (6-7класс)
III этап – стабильное функционирование системы
(8 класс)
IY этап - коренное обновление системы (9 класс)
Цель последнего этапа : Формирование адекватных
и целостных представлений о реальном состоянии воспитательной системы,
объективное оценивание процесса и результатов четырёхлетней воспитательной
деятельности
В условиях внедрения Федеральных государственных
стандартов,
возникает необходимость моделировать такую
воспитательную систему, которая смогла бы реализовать новую цель образования, а
именно, «воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и
развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного,
компетентного гражданина России, способного к творческой инновационной
деятельности».
Идеологической и методологической основой Федерального
государственного образовательного стандарта является «Концепция
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»,
определившая систему базовых национальных ценностей; современный национальный
воспитательный идеал; цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания
школьников в единстве урочной и внеурочной деятельности.